«Важно понять, на каком этапе уезжают из малых городов и сел молодые люди» — Александр Русаков

Участники форума «Сообщество» обсудили, как удержать выпускников вузов на малой родине

20 сентября на форуме «Сообщество» в Калининграде состоялась дискуссионная сессия «Что нужно сделать, чтобы выпускники оставались в малых городах?», модератором которой выступил заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Александр Русаков
«Проблема серьезная, и вызовы, которые стоят перед нами, нарастают как снежный ком. Нужна системная работа с определением того, как развиваются территории, как прогнозировать необходимость возврата профессионалов для работы на этой территории. Важно понять, на каком этапе уезжают молодые люди и какие могут быть мотивы для возвращения? Также необходимо активно взаимодействовать с родителями и школьниками, и не в одиннадцатом классе, а намного раньше», — подчеркнул общественник.
 
Член Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Ирина Бурмыкина отметила, что тема разговора является продолжением пленарного заседания, потому что молодые кадры — двигатель развития сельских территорий. 
 
«Все исследования показывают, что сегодня у нас велика миграция из малых городов в крупные населенные пункты. В России миграция имеет центростремительный характер. Это серьезная демографическая и экономическая проблема для малых городов. Причины миграции — лучшее качество образования и перспективы профессионального развития. Возвращаются не более 20 процентов. Основной вопрос, на который мы сегодня должны с вами ответить, — что необходимо делать государству, бизнесу и обществу для того, чтобы выпускники вузов возвращались в свои малые города и развивали эту территорию?» — сказала член ОП РФ.
 
Она считает, что для этого нужна не просто поддержка территориального развития, но и поддержка регионального образования.
 
Заместитель председателя молодежного правительства Калининградской области Татьяна Цурканв своем выступлении сделала упор на информированность молодежи о возможностях самореализации в своем регионе.
 
«Молодежь не осведомлена о деятельности муниципальных органов в направлении развития молодежной политики. Молодые люди не знают, как и где можно трудоустроиться в своем муниципальном образовании. Существует проблема недостаточной информированности о грантовой поддержке молодежных инициатив, а также полностью отсутствует системная работа в этом направлении. 
 
В качестве рекомендаций мы предлагаем запустить проект по проведению тренингов и мастер-классов личностного роста для молодежи. Активное взаимодействие органов муниципалитета и бизнеса по созданию рабочих мест, а также создание качественной системы профориентации начиная со школьной скамьи. Также создание информационного ресурса, где будет сконцентрирована вся информация о наличии рабочих мест, возможностях дополнительного образования, профтестировании для молодых людей», — рассказала Татьяна Цуркан.
 
Татьяна Мишуровская, директор школы № 40 города Калининграда, рассказала о проекте «Учитель будущего».
 
«Ни для кого не секрет, что в школах не хватает квалифицированных кадров. Молодые люди не хотят идти работать в школу, особенно мужчины. Для изменения ситуации в Калининградской области в рамках развития системы предпрофильной и ранней профильной подготовки школьников создаются педагогические классы “Учитель будущего”. Предполагается осуществить отбор учащихся, которые в будущем смогут стать профессионалами в педагогической деятельности. В рамках проекта в гимназии № 40 сформирован такой профильный класс. Образование проходит на базе Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта) и ориентировано на подготовку педагогов. Также в рамках проекта предусматриваются дополнительные баллы при приеме в БФУ им. И. Канта лучшим в рейтинге обучающихся. Цель проекта — взращивать учителей и показать счастливых педагогов, которые гордятся своей профессией», — сказала Татьяна Мишуровская.
 
Завершая круглый стол, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ Людмила Дудоваотметила острую нехватку педагогических кадров как в малых, так и в крупных населенных пунктах. Обсуждая проблемы в сфере образования и подготовки педагогов, она отметила нежелание молодых людей идти работать школы после окончания педагогического вуза, высокий отток молодых кадров из системы образования, в первую очередь в больших городах. 
 
«Что сделать, чтобы педагогические кадры были в малых населенных пунктах? Мы проводили измерения и выявили, что на первом месте среди приоритетов для молодых людей стоит не зарплата, а доступность интернет-связи. На втором идет возможность получения пригодных для жизни условий: газификация, водоснабжение и отопление. И только на пятом месте, что для меня лично было удивительно, идет заработная плата. Также считаю, что для миграции педагогов в малые города необходимы качественные условия работы: качественное оборудование, приемлемые часы работы, методические материалы, ну и, конечно, достойный уровень заработной платы», — отметила Людмила Дудова.
 
Александр Русаков сказал, что по итогам заседания будут сформулированы предложения и тезисы для коллег из Общественной палаты РФ, коллег из других регионов, органов исполнительной и законодательной власти.