«Надо создать информационный портал о благотворителях региона» — Александр Ткаченко

 

В рамках форума «Сообщество» в Калининграде представители НКО и благотворительных организаций региона совместно с экспертами обсудили проблемы развития благотворительности в регионе.

Модератор заседания председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности протоиерей Александр Ткаченко рассказал о приоритетных направлениях и мерах для повышения эффективности оказания благотворительной помощи в регионе.
 
Представители калининградских некоммерческих организаций поделились проблемами, с которыми им приходится сталкиваться, среди них недостаточное внимание к социальным проектам со стороны СМИ, недоверие людей к НКО, а также недостаточная помощь государства региональным некоммерческим организациям. Кроме прочего, общественники отметили проблему с получением президентских грантов.
 
«В Фонде президентских грантов работают несколько тысяч экспертов, которые оценивают заявки, и после завершения процедуры отбора эти эксперты консультируют благотворительные фонды, объясняя, по каким критериям они не смогли набрать необходимое количество баллов и получить грант, — рассказал Александр Ткаченко. — Можно обратиться непосредственно в фонд, они регулярно проводят выездные совещания, вебинары, обучение для того, чтобы помочь заявителям победить. Фонд действительно заинтересован оказать помощь тем, кто сможет показать эффективность своей работы, его специалисты помогают исправить свои ошибки тем, кто получил отказ».
 
В ходе заседания секции участники обсудили проблемы взаимодействия НКО с коммерческими организациями. В дискуссии приняла участие представитель ОАО «Лукойл» Анна Сивкова, которая рассказала об опыте компании в части поддержки социальных проектов.
 
«Мы проводим свои конкурсы, бюджет, который на это отводится, — четыре миллиона рублей. Единственное, мы не объясняем заявителям, почему мы отказали им в поддержке, ведь мы частная компания», — рассказала она, добавив, что главным критерием при выдаче средств является выполнение обязанностей в соответствии с заявкой. Сивкова также отметила, что компания часто сталкивается с недобросовестными НКО. 
 
Александр Ткаченко, обращаясь к представителям общественных организаций, подчеркнул: «Представителям НКО нужно научиться представлять так проекты, чтобы бизнес, увидев их и проанализировав со всей строгостью, смог доверить свои средства».
 
Поделилась проблемами отрасли директор-волонтер, соучредитель общественной организации «Верю в чудо» София Лагутинская. В настоящее время калининградский благотворительный центр «Верю в чудо» помогает семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья, и детям-сиротам из малообеспеченных семей. Этот центр единственный в регионе занимается вопросами детской паллиативной помощи.
 
«К сожалению, учреждения боятся передавать зону ответственности волонтерам, — отметила Лагутинская. — Общественники и госучреждения по-разному воспринимают понятие “волонтер”. Например, для медицинских, социальных учреждений волонтер — это прежде всего бесплатная рабочая сила, это экономия денежных средств, это исполнение постановления правительства, распоряжения губернатора и т.д.
 
Для нас же волонтер — это прежде всего человек, это свободная воля и конкретные добрые дела. В связи с этим мы предлагаем провести обучение сотрудников лечебных учреждений на предмет того, как взаимодействовать с волонтерами, и провести обучающие семинары и конференции», — сказала она.
 
Подводя итоги заседания, Александр Ткаченко предложил представителям Общественной палаты региона провести мониторинг эффективности работы НКО в регионе и составить реестр эффективно работающих НКО.
 
«Необходимо провести анализ, насколько та или иная организация этична в своей деятельности или в формах фандрайзинга. Нужно сформировать рабочую группу с участием правоохранительных органов, с участием комиссии по этике и сделать определенные выводы, — сказал член ОП РФ. — Также будет полезным создать информационный портал о благотворителях региона. В этом случае даже у маленьких организаций будет возможность рассказать о себе». 
 
В качестве рекомендаций Ткаченко также предложил ввести практику презентаций наиболее эффективных благотворительных проектов с участием региональных СМИ.