Информация для НКО

В Калининградской области  27 мая  планируется проведение  регионального форума, посвященного вопросу «Региональные СМИ. Законодательное обеспечение деятельности и проблемы развития». Аналогичное мероприятие  7 апреля 2016 г. Общественная палата Российской Федерации (далее – Общественная палата) провела в г. Воронеже  «Региональные СМИ. Законодательное обеспечение деятельности и проблемы развития» с участием главных редакторов и издателей региональных СМИ. Данное мероприятие было инициировано Общественной Палатой в свете реализации Поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина Пр-371, о необходимости законодательного закрепления понятия «региональные СМИ». Данные поручения были даны по итогам Межрегионального форума Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (ОНФ), состоявшегося в Ставрополе 25 января 2016 года.
В ходе слушаний были обсуждены следующие вопросы:
- предложения о содержании и законодательном закреплении понятия «региональные СМИ»
- меры по обеспечению доступности региональных СМИ для населения
- перспективы и потенциал развития региональных СМИ, вопросы частно-государственного партнерства.
Участники слушаний отметили, что в условиях разрастания экономического кризиса, региональная пресса испытывает значительные финансовые трудности. Растет цена на газеты и журналы, снижаются объемы привлекаемой рекламы, падают тиражи. Сложная ситуация на рынке печатных СМИ усугубляется отменой централизованных федеральных дотаций  для ФГУП «Почта Россия» по компенсации выпадающих  доходов, возникающих при оказании услуг по приёму подписки на периодические печатные издания у населения и их доставке подписчикам. В 2013 году сумма государственных дотаций  составляла порядка 3 млрд. руб.  В настоящий момент поддержка региональных СМИ осуществляется исключительно на грантовой основе  через Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. В 2015 году объем поддержки составил 300 млн. руб. В 2016 году – около 280 млн. руб. Участники слушаний указали на недостаточность данной суммы для полноценной поддержки региональных средств массовой информации.  Кроме того, существующий на данный момент регламент подачи заявки на грант, его реализации и оформления отчетности по нему, не позволяет большинству региональных СМИ (особенно на местном уровне) воспользоваться данной формой господдержки.
Это происходит на фоне роста почтовых тарифов ФГУП «Почта России» и снижения уровня доступности печатных СМИ для населения в связи с постепенным сокращением или перепрофилированием точек продаж печатной прессы в ряде регионов страны.
Вместе с тем было отмечено, что в ряде регионов Российской федерации, таких как Воронежская и Липецкая область, наработан уникальный опыт сотрудничества издателей периодических СМИ с областными администрациями, которые внедряют альтернативные системы подписки, содействуют развитию системы распространения прессы, пропаганде чтения, созданию рабочих мест и достойного заработка для киоскёров.
В этой связи участники слушаний подчеркнули необходимость последовательной и системной государственной поддержки для региональных СМИ, как на законодательном уровне, так и на уровне государственных органов исполнительной власти.
Участники слушаний всецело поддержали предложения, сформулированные в Поручении Президента Российской Федерации В.В. Путина Пр-371 о необходимости законодательного закрепления понятия «региональные СМИ», подчеркнув при этом,  важность нормативного наполнения и такого понятия, как «местные СМИ».
Участники подчеркнули, что органам исполнительной власти всех уровней необходимо обеспечить доступность для населения не только региональных печатных СМИ, но и региональных телеканалов, включив их в пакет обязательных общедоступных федеральных каналов на территории данного субъекта РФ.
Была отмечена необходимость скорейшего  внесения изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в части регулирования деятельности нестационарных торговых объектов, в том числе, НТО осуществляющих розничную продажу печатную прессы.  Участники слушаний подчеркнули, что предлагаемые изменения были обсуждены издательским и экспертным сообществом и согласованы с Минпроторгом РФ  в рамках «нулевых чтений», проведенных Общественной палатой в 2016 г.
Участники слушаний обратили внимания на определенные диспропорции, содержащиеся в действующем ФЗ «О рекламе». Было отмечено, что реклама на радио и ТВ в настоящий момент имеет неоправданное преимущество по сравнению с рекламой в периодических печатных изданиях, в части размещения спонсорских материалов, публикуемых «на правах рекламы».  Действующие нормы ФЗ «О рекламе»  существенно ограничивает конкурентные возможности печатных СМИ, по сравнению с ТВ и радио, при участии в коммерческом информационном сотрудничестве с органами государственной власти и местного самоуправления. Участники слушания подчеркнули, что устранение перечисленных законодательных диспропорций со временем позволит  отрасли печатных отказаться от прямого государственного дотирования.
 
 
По результатам прошедших слушаний Общественная палата РЕКОМЕНДУЕТ:
 
Государственной Думе Российской Федерации:
 
1.     Статью 2 «Средства массовой информации. Основные понятия»
Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» дополнить следующими понятиями:
«федеральные СМИ – это СМИ, зарегистрированные для распространения на всей территории Российской Федерации;
региональные СМИ – это СМИ, зарегистрированные для распространения на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации;
      местные СМИ – это СМИ, зарегистрированные для распространения в пределах территории одного субъекта Российской Федерации».
 
2.     В Федеральный закон «О рекламе» внести следующие изменения:
а) Статью 16 «Реклама в периодических печатных изданиях» изложить в следующей редакции:
«Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы", за исключением спонсорской рекламы».
б). Пункт 4 части 4 статьи 2 изложить в следующей редакции:
«Настоящий Федеральный закон не распространяется на <…> сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не  являются рекламой (социальной рекламой) и сопровождаются пометкой «Сообщение органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления,  муниципального органа (с указанием его наименования)»  либо  «На правах информационного сотрудничества»).
3.     В Федеральные законы «О средствах массовой информации» и «О связи» внести изменения, обусловливающие включение одного или двух  региональных телеканалов в перечень обязательных общедоступных каналов, доступных населению в данном субъекте Российской Федерации.
 
 
Правительству Российской Федерации:
 
Ускорить внесение изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».  Данные поправки должны законодательно закреплять:
а)  особый статус для нестационарных торговых объектов, торгующих периодической печатной продукцией,  
б)увеличение срока аренды таких НТО до 10 лет;
в)возможность пролонгации договоров аренды земельных участков под НТО без проведения торгов при условии отсутствия нарушений законодательства со стороны операторов НТО;
г)принцип «меняется место размещения НТО – сохраняется бизнес», при изменении месторасположения НТО предоставляется равноценное место (по проходимости людей, исторически сложившиеся места приобретения печатной продукции);
д)признание социально значимой товарной специализацией при осуществлении нестационарной торговли также распространение печатной продукции (когда 50% и более от количества всех предлагаемых к продаже товаров от их общего количества, представленных на витринах, прилавках, выставленных на продажу в визуально доступных для покупателя местах, составляет товары одной из обозначенной товарной группы).
 
Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
 
Инициировать законодательное закрепление федерального стандарта доступности печатных СМИ для населения: одна точка по продаже прессы (павильон, киоск, пресс - стенд, лоток и т.п.) на 1500 жителей в городах или одна аналогичная точка на 2500 сельских жителей. 
 
Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям:
 
Упростить регламент выделения через Роспечать средств государственной поддержки для региональных СМИ, а также порядок оформления отчетности.                                                  
 
 
 
 
 
 
 
В Калининградской области  27 мая  планируется проведение  регионального форума, посвященного вопросу «Региональные СМИ. Законодательное обеспечение деятельности и проблемы развития». Аналогичное мероприятие  7 апреля 2016 г. Общественная палата Российской Федерации (далее – Общественная палата) провела в г. Воронеже  «Региональные СМИ. Законодательное обеспечение деятельности и проблемы развития» с участием главных редакторов и издателей региональных СМИ. Данное мероприятие было инициировано Общественной Палатой в свете реализации Поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина Пр-371, о необходимости законодательного закрепления понятия «региональные СМИ». Данные поручения были даны по итогам Межрегионального форума Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (ОНФ), состоявшегося в Ставрополе 25 января 2016 года.
В ходе слушаний были обсуждены следующие вопросы:
- предложения о содержании и законодательном закреплении понятия «региональные СМИ»
- меры по обеспечению доступности региональных СМИ для населения
- перспективы и потенциал развития региональных СМИ, вопросы частно-государственного партнерства.
Участники слушаний отметили, что в условиях разрастания экономического кризиса, региональная пресса испытывает значительные финансовые трудности. Растет цена на газеты и журналы, снижаются объемы привлекаемой рекламы, падают тиражи. Сложная ситуация на рынке печатных СМИ усугубляется отменой централизованных федеральных дотаций  для ФГУП «Почта Россия» по компенсации выпадающих  доходов, возникающих при оказании услуг по приёму подписки на периодические печатные издания у населения и их доставке подписчикам. В 2013 году сумма государственных дотаций  составляла порядка 3 млрд. руб.  В настоящий момент поддержка региональных СМИ осуществляется исключительно на грантовой основе  через Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. В 2015 году объем поддержки составил 300 млн. руб. В 2016 году – около 280 млн. руб. Участники слушаний указали на недостаточность данной суммы для полноценной поддержки региональных средств массовой информации.  Кроме того, существующий на данный момент регламент подачи заявки на грант, его реализации и оформления отчетности по нему, не позволяет большинству региональных СМИ (особенно на местном уровне) воспользоваться данной формой господдержки.
Это происходит на фоне роста почтовых тарифов ФГУП «Почта России» и снижения уровня доступности печатных СМИ для населения в связи с постепенным сокращением или перепрофилированием точек продаж печатной прессы в ряде регионов страны.
Вместе с тем было отмечено, что в ряде регионов Российской федерации, таких как Воронежская и Липецкая область, наработан уникальный опыт сотрудничества издателей периодических СМИ с областными администрациями, которые внедряют альтернативные системы подписки, содействуют развитию системы распространения прессы, пропаганде чтения, созданию рабочих мест и достойного заработка для киоскёров.
В этой связи участники слушаний подчеркнули необходимость последовательной и системной государственной поддержки для региональных СМИ, как на законодательном уровне, так и на уровне государственных органов исполнительной власти.
Участники слушаний всецело поддержали предложения, сформулированные в Поручении Президента Российской Федерации В.В. Путина Пр-371 о необходимости законодательного закрепления понятия «региональные СМИ», подчеркнув при этом,  важность нормативного наполнения и такого понятия, как «местные СМИ».
Участники подчеркнули, что органам исполнительной власти всех уровней необходимо обеспечить доступность для населения не только региональных печатных СМИ, но и региональных телеканалов, включив их в пакет обязательных общедоступных федеральных каналов на территории данного субъекта РФ.
Была отмечена необходимость скорейшего  внесения изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в части регулирования деятельности нестационарных торговых объектов, в том числе, НТО осуществляющих розничную продажу печатную прессы.  Участники слушаний подчеркнули, что предлагаемые изменения были обсуждены издательским и экспертным сообществом и согласованы с Минпроторгом РФ  в рамках «нулевых чтений», проведенных Общественной палатой в 2016 г.
Участники слушаний обратили внимания на определенные диспропорции, содержащиеся в действующем ФЗ «О рекламе». Было отмечено, что реклама на радио и ТВ в настоящий момент имеет неоправданное преимущество по сравнению с рекламой в периодических печатных изданиях, в части размещения спонсорских материалов, публикуемых «на правах рекламы».  Действующие нормы ФЗ «О рекламе»  существенно ограничивает конкурентные возможности печатных СМИ, по сравнению с ТВ и радио, при участии в коммерческом информационном сотрудничестве с органами государственной власти и местного самоуправления. Участники слушания подчеркнули, что устранение перечисленных законодательных диспропорций со временем позволит  отрасли печатных отказаться от прямого государственного дотирования.
 
 
По результатам прошедших слушаний Общественная палата РЕКОМЕНДУЕТ:
 
Государственной Думе Российской Федерации:
 
1.     Статью 2 «Средства массовой информации. Основные понятия»
Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» дополнить следующими понятиями:
«федеральные СМИ – это СМИ, зарегистрированные для распространения на всей территории Российской Федерации;
региональные СМИ – это СМИ, зарегистрированные для распространения на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации;
      местные СМИ – это СМИ, зарегистрированные для распространения в пределах территории одного субъекта Российской Федерации».
 
2.     В Федеральный закон «О рекламе» внести следующие изменения:
а) Статью 16 «Реклама в периодических печатных изданиях» изложить в следующей редакции:
«Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы", за исключением спонсорской рекламы».
б). Пункт 4 части 4 статьи 2 изложить в следующей редакции:
«Настоящий Федеральный закон не распространяется на <…> сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не  являются рекламой (социальной рекламой) и сопровождаются пометкой «Сообщение органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления,  муниципального органа (с указанием его наименования)»  либо  «На правах информационного сотрудничества»).
3.     В Федеральные законы «О средствах массовой информации» и «О связи» внести изменения, обусловливающие включение одного или двух  региональных телеканалов в перечень обязательных общедоступных каналов, доступных населению в данном субъекте Российской Федерации.
 
 
Правительству Российской Федерации:
 
Ускорить внесение изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».  Данные поправки должны законодательно закреплять:
а)  особый статус для нестационарных торговых объектов, торгующих периодической печатной продукцией,  
б)увеличение срока аренды таких НТО до 10 лет;
в)возможность пролонгации договоров аренды земельных участков под НТО без проведения торгов при условии отсутствия нарушений законодательства со стороны операторов НТО;
г)принцип «меняется место размещения НТО – сохраняется бизнес», при изменении месторасположения НТО предоставляется равноценное место (по проходимости людей, исторически сложившиеся места приобретения печатной продукции);
д)признание социально значимой товарной специализацией при осуществлении нестационарной торговли также распространение печатной продукции (когда 50% и более от количества всех предлагаемых к продаже товаров от их общего количества, представленных на витринах, прилавках, выставленных на продажу в визуально доступных для покупателя местах, составляет товары одной из обозначенной товарной группы).
 
Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
 
Инициировать законодательное закрепление федерального стандарта доступности печатных СМИ для населения: одна точка по продаже прессы (павильон, киоск, пресс - стенд, лоток и т.п.) на 1500 жителей в городах или одна аналогичная точка на 2500 сельских жителей. 
 
Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям:
 
Упростить регламент выделения через Роспечать средств государственной поддержки для региональных СМИ, а также порядок оформления отчетности.