Проект

Внесен труппой депутатов
Калининградской областной Думы:
СИ. Гинзбургом, К.Ю. Дорошком,
Ю.В. Шитиковым


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об Общественной палате Калининградской области»

(Принят Калининградской областной Думой пятого созыва
2013 года)

Статья 1. Внести в Закон Калининградской области от 26 сентября 2007 года № 162 «Об Общественной палате Калининградской области» (в редакции Законов Калининградской области от 11 ноября 2008 года № 293, от И июля 2011 года№ 27) следующие изменения:

1. В статье 1:
пункт 2 после слов «Устава (Основного Закона) Калининградской области,» дополнить словами «уставных законов Калининградской области,».

2. В статье 3:
абзац четвертый после слов «проведения общественной экспертизы (далее - экспертиза)» дополнить словами «проектов уставных законов Калининградской области, предусматривающих поправки и (или) пересмотр положений Устава (Основного Закона) Калининградской области, проектов уставных законов Калининградской области, предусматривающих поправки и (или) пересмотр положений уставных законов Калининградской области,».
'
3. В статье 13:
подпункт 2 пункта 8 изложить в следующей редакции: «2) проводить экспертизу проектов уставных законов Калининградской области, предусматривающих поправки и (или) пересмотр положений Устава (Основного Закона) Калининградской области, проектов уставных законов Калининградской области, предусматривающих поправки и (или) пересмотр положений уставных законов Калининградской области, проектов законов области, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Калининградской области и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления с учетом положений пунктов 1, 6 статьи 14 настоящего Закона;».

4. В статье 14:
а) пункты 1, 2 изложить в следующей редакции:
«1. Общественная палата вправе на основании своего решения либо в связи с обращением Губернатора Калининградской области, группы депутатов Калининградской областной Думы, численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Калининградской областной Думы, постоянного комитета Калининградской областной Думы, Правительства Калининградской области, представительного органа муниципального образования, а также Уполномоченного по правам человека в Калининградской области проводить экспертизу проектов уставных законов Калининградской области, предусматривающих поправки и (или) пересмотр положений Устава (Основного Закона) Калининградской области, проектов уставных законов Калининградской области, предусматривающих поправки и (или) пересмотр положений уставных законов Калининградской области, проектов законов Калининградской области, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Калининградской области и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.»;

б) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Проекты уставных законов Калининградской области, предусматривающие поправки и (или) пересмотр положений Устава (Основного Закона) Калининградской области, проекты уставных законов Калининградской области, предусматривающие поправки и (или) пересмотр положений уставных законов Калининградской области, а также проекты законов Калининградской области по вопросам взаимодействия органов государственной власти Калининградской области и общественных объединений после их внесения в Калининградскую областную Думу вместе со всеми прилагаемыми к ним документами и материалами направляются в Общественную палату в порядке, установленном Калининградской областной Думой. Проекты иных законов области, а также проекты нормативных правовых актов органов исполнительной власти Калининградской области и проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления вместе с документами и материалами, необходимыми для проведения экспертизы, передаются Общественной палате Калининградской областной Думой, Правительством Калининградской области, органами исполнительной власти Калининградской области и органами местного самоуправления по запросу Общественной палаты. К запросу должна прилагаться надлежаще заверенная копия решения Общественной палаты о проведении общественной экспертизы.»;

в) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6. При проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, Общественная палата вправе направить в органы государственной власти Калининградской области и в иные государственные органы, а также в государственные и иные организации и (или) их должностным лицам в соответствии с их компетенцией запрос о предоставлении ей на соответствующий проект нормативного правового акта заключения, основанного на результатах проведенных проверок, исследований и иных данных, которыми располагают эти органы, организации и (или) их должностные лица. При решении вопроса о направлении Общественной палатой запроса в организации и (или) их должностным лицам запрос в приоритетном порядке направляется в организации и (или) их должностным лицам, в компетенцию которых входит экспертиза (разработка) проектов нормативных правовых актов и (или) иное участие в законотворческой (правотворческой) деятельности соответствующей направленности, в том числе имеющим необходимые для указанной деятельности квалификацию и опыт. Органы государственной власти Калининградской области и областные государственные организации направляют указанные заключения в Общественную палату не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения запроса. Расходы, связанные с подготовкой указанных заключений органами государственной власти Калининградской области, областными государственными организациями и (или) их должностными лицами несут эти органы и организации.».

5. Статью 15 изложить в следующей редакции:
«Статья 15. Заключения Общественной палаты по результатам общественной экспертизы

1. Заключения Общественной палаты по результатам экспертизы проектов уставных законов Калининградской области, предусматривающих поправки и (или) пересмотр положений Устава (Основного Закона) Калининградской области, проектов уставных законов Калининградской области, предусматривающих поправки и (или) пересмотр положений уставных законов Калининградской области, проектов законов Калининградской области, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Калининградской области, органов местного самоуправления носят рекомендательный характер и направляются в соответствующие органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления.

2. Заключение Общественной палаты по результатам экспертизы проектов уставных законов Калининградской области, предусматривающих поправки и (или) пересмотр положений Устава (Основного Закона) Калининградской области, проектов уставных законов Калининградской области, предусматривающих поправки и (или) пересмотр положений уставных законов Калининградской области, проектов законов Калининградской области, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Калининградской области, затрагивающих вопросы бюджета и налогов Калининградской области, направляется в Калининградскую областную Думу, Правительство Калининградской области и Министерство финансов Калининградской области в течение 2 дней со дня проведения экспертизы.

3. Заключения Общественной палаты, указанные в пунктах 1, 2 настоящей статьи, подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления с приглашением на соответствующее рассмотрение членов Общественной палаты,

уполномоченных советом Общественной палаты, а также лиц, уполномоченных обращаться в Общественную палату в соответствии с пунктом 1 статьи 14 настоящего Закона, в связи с соответствующим обращением которых Общественной палатой проведена соответствующая экспертиза проекта нормативного правого акта.». 6. В статье 17:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Общественная палата вправе направлять в органы государственной власти Калининградской области, органы местного самоуправления, областные государственные и муниципальные организации, а в случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 14 настоящего Закона, в органы государственной власти Калининградской области и в иные государственные органы, а также в государственные и иные организации и (или) их должностным лицам в соответствии с их компетенцией, запросы по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и организаций. Запросы Общественной палаты должны соответствовать ее целям и задачам, указанным в статье 3 настоящего Закона.»;

б) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
«Органы государственной власти Калининградской области, а также областные государственные организации и (или) их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Общественной палаты заключения, предусмотренные пунктом 6 статьи 14 настоящего Закона.»;

в) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
«В случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 14 настоящего Закона, должностное лицо органа государственной власти Калининградской области, а также должностное лицо областной государственной организации, которому направлен запрос Общественной палаты в соответствии с его компетенцией, обязано предоставить запрашиваемое в данном запросе заключение не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения запроса, а в исключительных случаях, определяемых Общественной палатой, не позднее чем через семь дней. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.».

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Губернатор
Калининградской области Н.Н. Цуканов

г. Калининград
«__» 201_г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об Общественной палате Калининградской области»

Законопроектом на законодательном уровне закрепляется обязательность безотлагательного направления в Общественную палату Калининградской области (не дожидаясь ее запроса, а также предложений и рекомендаций ответственного комитета Думы) всех внесенных в областную Думу проектов уставных законов Калининградской области, предусматривающих поправки и (или) пересмотр положений Устава (Основного Закона) Калининградской области, проектов уставных законов Калининградской области, предусматривающих поправки и (или) пересмотр положений уставных законов Калининградской области, а также проектов законов Калининградской области по вопросам взаимодействия органов государственной власти Калининградской области и общественных объединений.

Законопроектом также вводится возможность проверки Общественной палатой не только проектов уставных и иных законов области, но и любых проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Калининградской области (министерств), проектов муниципальных правовых актов (которые в настоящее время такой общественной экспертизе не подлежат).

Кроме того, законопроект снимает действующее сейчас ограничение на общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов только по исчерпывающему перечню вопросов, установленному подпунктом 2 пункта 8 статьи 13, пунктами 1, 2 статьи 14, статьями 15, 17 Закона Калининградской области «Об Общественной палате Калининградской области».

Это связано, в том числе с тем, что предметно ограниченный в настоящее время круг вопросов такой экспертизы не уточнен, размыт, что не исключает его двусмысленного толкования в конкретной правоприменительной практике, не соотносится с требованиями к содержанию законов Калининградской области, установленными пунктом 5 статьи 6 Закона Калининградской области «О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области».

С принятием нового закона самостоятельно инициировать проведение общественных проверок любого областного и муниципального проекта нормативного правового акта в любое время смогут: Губернатор Калининградской области, группа депутатов Калининградской областной Думы, численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Калининградской областной Думы, постоянный комитет Калининградской областной Думы, Правительство Калининградской области, представительный орган муниципального образования, а также Уполномоченный по правам человека в Калининградской области.
При этом, законопроектом также вводится возможность истребования Общественной палатой Калининградской области (в ходе общественной экспертизы нормативного правового акта, рассматриваемого конкретным органом государственной либо муниципальной власти) экспертного мнения по данному вопросу у органов государственной власти области, а также у областных государственных организаций и (или) их должностных лиц в соответствии с их компетенцией.
Законопроект не препятствует обращению Общественной палаты за вышеуказанной информацией в иные органы и организации.

Такая возможность позволит Общественной палате Калининградской области под защитой закона независимо и публично проводить работу, направленную на выявление и опосредованное упреждение существующих в конкретной нормотворческой сфере экспертных разногласий между соответствующими органами государственной власти, а также отдельно между органами государственной власти (Правительством области, министерствами) и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления конкретного муниципального образования (к примеру - между окружным Советом депутатов и местной администрацией) либо между окружными Советами депутатов и местными администрациями сразу нескольких муниципальных образований, тем самым способствуя квалифицированному урегулированию таких разногласий и обеспечению законности в конкретном законотворчестве (правотворчестве) еще до принятия конкретного нормативного правового акта.

Законопроектом также уточняется порядок участия Общественной палаты Калининградской области и иных лиц (указанных в пункте 1 статьи 14 в редакции законопроекта) в рассмотрении органами публичной власти ее заключений (в пункте 3 статьи 15 Закона области).

На федеральном уровне общественная экспертиза законопроектов урегулирована соотносимым образом.

Вводимая законопроектом практика организации и проведения общественной экспертизы законотворческого (правотворческого) процесса разработана с учетом позиции Президента Российской Федерации и требований федерального законодательства в отношении общественной экспертизы, проводимой Общественной палатой Российской Федерации (Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 32 ноября 2009 г., статьи 18, 19 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации», Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации», поддержанный (при рассмотрении Государственной Думой РФ его проекта) Правительством Российской Федерации и Правовым управлением Аппарата Государственной Думы РФ (заключение Правительства РФ от 10.09.2008 г. № 4015п-П44, заключение ПУ ГД ФС РФ от 17.10.2008 г. № вн 2.21-3866), Федеральный закон от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»).

Принятие законопроекта упрочит объективное и независимое квалифицированное участие общественности в законопроектной работе областной Думы и иных органов государственной власти области, органов местного самоуправления.»

Принятие законопроекта предоставит Губернатору Калининградской области, депутатам областной Думы и представительным органам муниципальных образований дополнительные инструменты их участия (через общественность) в нормотворческой деятельности областных органов власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области, позволит Губернатору, депутатам и представительным органам муниципальных образований опосредованно направлять (контролировать) правотворческие процессы в областных министерствах и в муниципальных образованиях, исключит возможность привлечения к этому процессу организаций (общественных объединений), не обладающих профильной квалификацией и опытом по вопросам оценки законотворческой (правотворческой) работы государственных органов и органов местного самоуправления.

Принятие законопроекта потребует расходы за счет средств областного бюджета, объем которых будет зависеть от самостоятельно определяемого Общественной палатой способа проведения общественной экспертизы (в пределах объемов финансового обеспечения деятельности Общественной палаты Калининградской области).

ПЕРЕЧЕНЬ
уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об Общественной палате Калининградской области»

В связи с принятием закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об Общественной палате Калининградской области» подлежат изменению Уставный закон Калининградской области «О Калининградской областной Думе», Закон Калининградской области «О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области», Регламент Калининградской областной Думы, утвержденный постановлением областной Думы от 28 апреля 2011 года № 42.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об Общественной палате Калининградской области»

Настоящий законопроект предполагает увеличение расходов областного бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности Общественной палаты Калининградской области.

По данным Общественной палаты Калининградской области (исх. № 90 от 08.04.2013 г.) ежегодно Общественной палатой Калининградской области проводится от шести до восьми общественных экспертиз в сфере нормотворчества.

В вышеуказанном документе Общественной палаты указывается, что затраты, установленные бюджетом Калининградской области на проведение одной общественной экспертизы в 2012 году составили 20.000 рублей.

При этом, как отмечается в вышеприведенном документе, объем средств, необходимых на обеспечение деятельности Общественной палаты Калининградской области по проведению общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов в 2013 году составит: исходя из расчета 60-80 тыс. рублей за проведение общественной экспертизы = 500.000 руб.

В связи с этим, реализация предлагаемых в законопроекте мероприятий дополнительно потребует увеличения бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности Общественной палаты Калининградской области на 500.000 рублей.