27 июля 2012 г. Губернатором Калининградской области на рассмотрение Калининградской областной Думы внесен проект закона Калининградской области «О бесплатной юридической помощи в Калининградской области».

Данный проект закона обсуждался на заседании ответственного комитета 12 сентября 2012 г., и был отправлен на доработку. В результате последующего обсуждения данного законопроекта, Правительством Калининградской области в него были предложены поправки, которые были одобрены на заседании ответственного комитета Думы 21 ноября 2012 г. и проект закона был рекомендован к принятию Калининградской областной Думой сразу в двух чтениях.

Вместе с тем, Общественная палата Калининградской области смогла ознакомиться с поправками к законопроекту, предложенными полномочным представителем Губернатора Калининградской области в Калининградской областной Думе, лишь во время заседания ответственного комитета 21 ноября 2012 г. До этого таблицу поправок в Общественную палату сотрудники аппарата ответственного комитета предоставить отказались, сославшись вначале на то, что поправки находились на изучении в Государственно-правовом управлении Думы, а в последствии мотивировав тем, что таблица поправок поступила к председателю ответственного комитета во второй половине рабочего дня 20 ноября 2012 г. и председатель ответственного комитета не успела с ними ознакомиться и по этой причине поправки не могут быть предоставлены в Общественную палату.

После изучения таблицы поправок к проекту закона Калининградской области «О бесплатной юридической помощи в Калининградской области» предлагаем следующие поправки:

1. В подпункте 1 пункта 1 статьи 3 проекта закона предусмотрено, что право на получение бесплатной юридической помощи имеют граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума.

Вместе с тем, величина прожиточного минимума, например, для пенсионеров на 2013 г. будет составлять 6131 руб. Средний же размер трудовой пенсии по данным сайта Пенсионного фонда РФ с 01.04.2012 г. составил 9414 руб. Таким образом, пенсионеры не смогут претендовать на право получения бесплатной юридической помощи. В такой же ситуации окажутся семьи, среднедушевой доход которых формально может быть ненамного выше величины прожиточного минимума.

Предлагаем подпункт 1 пункта 1 статьи 3 изложить в следующей редакции:

Граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины двух кратного прожиточного минимума, установленного в Калининградской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже двух кратной величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане)»;

2. Правительство Калининградской области предлагает поправку в ст. 4 закона "О бесплатной юридической помощи в Калининградской области" в виде включения в проект закона пункта 2 следующего содержания:

"Адвокаты привлекаются к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Калининградской области в соответствии с Федеральным Законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", другими федеральными законами и настоящим Законом"

Фраза "привлекаются к участию" имеет двойное толкование, что в последующем может послужить основанием для отказа в привлечении адвокатов, т.е. означает фактически, что адвокаты участвуют в государственной системе бесплатной юридической помощи только в том случае, если они привлекаются, а если не привлекаются, то не участвуют.

В соответствии с п. 2 ст. 15 закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" "адвокаты... могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации".

Т.е. в Федеральном законе установлено, что адвокаты могут участвовать, а могут и не участвовать, вопрос об участии должен регулироваться законом субъекта Российской Федерации, т.е. в законе Калининградской области должно быть четко и недвусмысленно определено, участвуют адвокаты в государственной системе бесплатной юридической помощи или нет.

Таким образом, предлагаем пункт 2 статьи 4 изложить в следующей редакции:

"Адвокаты участвуют в государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Калининградской области в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", другими федеральными законами и настоящим Законом".

3. Предлагаем абзац первый статьи 10 (из числа поправок, предложенных Правительством Калининградской области) после слов «государственным юридическим бюро» дополнить словами «адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи» и изложить в следующей редакции:

«Гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, бесплатная юридическая помощь оказывается государственным юридическим бюро, адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, по направлению органов социальной защиты населения.»

4. Предлагаем статью 12 (из числа поправок, предложенных Правительством Калининградской области» после слов «определяются Правительством Калининградской области» дополнить словами «по согласованию с Адвокатской палатой Калининградской области», слова «в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанной с оплатой услуг по оказанию бесплатной юридической помощи» заменить словами «в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанной с оплатой труда по оказанию бесплатной юридической помощи» изложив текст указанной статьи в следующей редакции:

«Размер и порядок оплаты труда адвокатов, являющихся участниками системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов на оказание такой помощи определяются Правительством Калининградской области по согласованию с Адвокатской палатой Калининградской области в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанной с оплатой труда по оказанию бесплатной юридической помощи».

Необходимость формулирования текста данной статьи именно в такой редакции обусловлено следующим:

Российская Федерация не оказывает услуг по предоставлению бесплатной юридической помощи. Принятие Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и соответствующих законов субъектов Российской Федерации вытекает из статьи 48 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно. Таким образом, указание в тексте закона на оплату услуг, применительно к гарантированной в Конституции обязанности государства оказывать квалифицированную юридическую помощь, в том числе и бесплатно, - некорректно.

Данные предложения направлены в Калининградскую областную Думу для рассмотрения и внесения поправок в указанный законопроект Калининградской области.